Cвященно­мученик Вячеслав Котельни­ковский (Занков) и репрессирован­ные с ним прихожане

Священномученник Вячеслав Котельниковский (Занков)

День памяти — 13 октября.

Священномученик Вячеслав родился в 1892 году в городе Сычевка Смоленской губернии в дворянской семье. Его отец Сергей Занков служил инспектором народных училищ Москвы и Московской губернии.

В 1914 году Вячеслав Сергеевич поступил в Московский университет, который окончил в 1918 году и стал работать учителем школы №11 Рогожско-Симоновского района Москвы.

В 1920 и 1921 годах он работал в отделе народного образования Рогожско-Симоновского района, а в 1921–1923 годах был сотрудником отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения. В это время он уже был священником.

Вячеслав Сергеевич был рукоположен во священника в 1920 году ко храму Святой Троицы, что в Зубове в Москве, в котором он прослужил до 1932 года, когда был переведен в храм святителя Николая в Хамовниках. Возведен в сан протоиерея. В 1934 году награжден крестом с украшениями. В том же году был переведен в Покровскую церковь в селе Черкизово, а в 1936 году назначен служить в Казанский храм села Котельники.

На новом месте он организовал ремонт храма, продолжал неустанно проповедовать слово Божие, призывал прихожан к усердной молитве. Позднее председатель сельсовета обвинил его в том, что «он ведет агитацию… среди подростков и детей. Заставляет их молиться». А свидетельница по делу показывала: «во время похорон моего ребенка в церкви были дети», и священник Занков сказал им: «вы, девочки, молитесь и пойте за мной». Одну из этих девочек вызвали на допрос в НКВД, и она подтвердила, что «многие школьники ходят в церковь к Занкову».

Свидетели показали, что женщинам отец Вячеслав говорил об абортах: «Многие из-за плохой материальной обеспеченности убивают своих детей и греха не боятся, так как жизнь у них такова, что некогда думать о своих грехах и о жизни после смерти. Вы, женщины, не соблазняйтесь, как соблазнились многие».

Протоиерея Вячеслава арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 года и, обвинив в контрреволюционной деятельности, содержали под стражей в Таганской тюрьме. При аресте у него были найдены напечатанные на машинке лекции профессора Московской Духовной академии Н.Д. Кузнецова по курсу «Обоснования христианского мировоззрения», прочитанные тем в 1922 году, рукопись 1912 года «Односторонность в суждениях по вопросу о содержании духовенства» священника Воскресенской церкви города Самары Василия Красносамарского и конспект лекций по курсу «Современная апологетика» 1923 года, написанный рукой отца Вячеслава. Эти апологетические сочинения стали объектом пристального внимания следователей НКВД.

– У вас при обыске изъяты контрреволюционные рукописи… Для чего вы их хранили? – спросил следователь.

– Как память о профессоре Н.Д. Кузнецове, – отвечал отец Вячеслав.

– Кому вы давали читать и как размножали?

– Никому не давал читать и никак не размножал.

– Признаетесь виновным в хранении контрреволюционных рукописей?..

– Нет.

Следователя интересовали также подробности ремонта храма: кто собирал деньги на ремонт. Отец Вячеслав отвечал, что он прочитал проповедь и верующие собрали.

– Следствие требует правдивых показаний о вашей контрреволюционной деятельности.

– Отрицаю.

– Вы вели среди населения церкви контрреволюционную агитацию? Дайте показания.

– Отрицаю.

– Вы в церкви читали проповеди и призывали к сплоченности против советской власти?

– Отрицаю.

9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Вячеслава к расстрелу. Протоиерей Вячеслав Занков был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Источники:

Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сентябрь–Октябрь. Тверь, 2003. / Со­ста­ви­тель жи­тия священник Олег (Митров). С. 94–97.

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-65008.

ЦИАМ. Ф. 2303, д. 276.

АМП. Послужной список.

Сведения о репрессиро­ван­ных по одному делу со священно­мученик­ом Вячеславом Занковым.

 

Выписки из архивных документов

13 октября 1937 года, в день расстрела на Бутовском полигоне настоятеля Казанского храма священномученика Вячеслава Занкова, в Котельниках были арестованы восемь прихожан  Казанского храма.  Постановлением  тройки УНКВД Московской области староста храма и  члены  церковного совета — Гусев Александр Алексеевич, Гвоздева Мария Петровна, Гвоздев Николай Иванович, Курочкин Иван Петрович, Курочкина Евдокия Андреевна, Горьков Петр Андреевич, Рахалина Мария Ивановна и Рахалин  Николай Александрович, как «активные участники к/р (контрреволюции) кулацкой группы церковников»  были приговорены к ссылке в Хабаровские лагеря.

СВЕДЕНИЯ ИЗ УГОЛОВНОГО ДЕЛА УНКВД Моск обл от 13 октября 1937г:

(ГАРФ Ф.10035 Оп.2.Д.49841).

Гусев Александр Алексеевич, 1882 года рождения, русский, беспартийный, грамотный, по соц происхождению кулак, церковник, уроженец дер. Гремячево Ухтомского р-на Московской области, не судим, член церковного совета, женат, имеет жену 44 лет (Гусеву Марию Ивановну), двух детей от 6 до 15 лет. До ареста проживал в селе Котельники, работал на Люберецком силикатном заводе машинистом водокачки. В 1930-1931 годах являлся председателем церковного совета Казанского храма. Купил для своих нужд известь, но потом решил  отдать ее на ремонт храма.

Обвиняется в том, что будучи враждебно настроен против соввласти и являясь активным вдохновителем к/р кулацкой группы церковников, среди населения вел к/р агитацию, высказывал клеветнические измышления по поводу сов власти.

Виновным себя не признал. Уличается показаниями свидетелей.

Осужден на 10 лет ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей).

Отбывал наказание в ОЛП – ЦРЗ ст. Тахтамыгда Хабаровского края,

Из мест заключения  был освобожден 6 июля 1944 года по определению судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского крайсуда от 9 июня 1944 года на основании Постановления Верховного суда СССР от 1 августа 1940 года.

Вернулся домой из заключения в 1944 году и вскоре умер, как рассказывала в 1960 году Анна Ивановна Гвоздева, дочь Марии Петровны Гвоздевой.

Гвоздева Мария Петровна, 1885 года рождения, русская, беспартийная, грамотная, по соц происхождению кулачка, уроженка с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, активный член церковного совета, до революции имела чайную лавку, имеет при себе трех детей от 18 до 29 лет. Пела в церковном хоре.

Обвиняется в том, что будучи крайне враждебно настроена против соввласти и являясь участником к/р кулацкой группы церковников, среди населения занималась  к/р агитацией, распространяла к/р клевету.

Виновной себя не признала.Уличается показаниями свидетелей.

Осуждена на 8 лет ИТЛ.

В 1943 году вернулась домой из мест заключения. Адрес дома Гвоздевых в Котельниках – Большая Колхозная, дом 33.

Умерла в 1956 году, похоронена на местном кладбище.

Гвоздев Николай Иванович, 1874 года рождения, русский, беспартийный, грамотный, кулак, уроженец с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, не судим, является членом церковного совета, женат, имеет при себе пять человек детей от 13 до 28 лет. До ареста проживал в селе Котельники, работал сторожем утилькомбината.

Обвиняется в том, что будучи враждебно настроен против соввласти и являясь участником к/р кулацкой группы церковников, систематически вел к/р агитацию против проводимых мероприятий правительства на селе.

Виновным себя не признал. Уличается показаниями свидетелей.

Осужден на 8 лет ИТЛ.

Умер 16 января 1940 года в Устьвымском лагере.

Горьков Петр Андреевич, 1883 года рождения, русский, беспартийный, грамотный, по соц происхождению кулак, церковник, уроженец с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, не судим, женат, имеет жену 32 лет и пять человек детей от 12 до 23 лет, сын Петр служит в РККА на Монгольской границе. Работал грузчиком в пищеторге гор. Люберцы.

Обвиняется в том, что будучи враждебно настроен против соввласти и являясь участником к/р кулацкой группы церковников, среди колхозников открыто вел к/р агитацию, направленную к срыву колхозного строительства, высказывал к/р клеветнические измышления о жизни в колхозах и к/р пораженческие настроения.

Виновным себя не признал.Уличается показаниями свидетелей.

13 окября 1937 года осужден на 8 лет ИТЛ.

16 февраля 1946 года н/с Ухтомского р-на Моск. обл. осужден на 1 год лишения свободы условно.

Рахалина Мария Ивановна, 1882 года рождения, русская, беспартийная, грамотная, уроженка с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, кулачка, член церковного совета, не судима, занималась торговлей мануфактурой, хозяйство облагалось твердым заданием, имеет четырех детей от 19 до 36 лет. Сын в 1937 году поступил в авиашколу. Без определенных занятий.

Обвиняется в том, что будучи враждебно настроена против соввласти и являясь активной участницей к/р кулацкой группы церковников, систематически и открыто вела к/р агитацию, направленную на развал колхоза, высказывала к/р клеветнические измышления.

Виновной себя не признала.Уличается показаниями свидетелей.

Осуждена на 8 лет ИТЛ.

Содержалась в Хабаровском Улаге.

Освобождена 6 июля 1944 года по определению Хабаровского краевого суда от 9 июня 1944 года. Вернулась в Котельники.

В июне 1960 года давала показания следователям УКГБ по Моск. обл. по делу о реабилитации осужденных земляков в октябре 1937 года.

Рахалин Николай Александрович, 1901 года рождения, русский, грамотный, сын кулака, уроженец с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, хозяйство облагалось твердым заданием, подвергалось раскулачиванию, в колхозе не состоит, женат, имеет при себе жену 37 лет, работал электромонтером в Утилькомбинате.

Обвиняется в том, что будучи крайне враждебно настроен против соввласти и ВКП(б), в момент организации колхозов открыто выступал против колхозного строительства, проявляя резкую враждебность к руководству партии.

Виновным себя не признал.Уличается показаниями свидетелей.

Осужден на 8 лет ИТЛ.

Как рассказывала в 1960 году Муханова Екатерина Яковлевна (соседка Гусева АА), Николай Рахалин был почти совсем глухой.

Содержался он в Бамлаге, гле и умер, по свидетельству его матери, Рахалиной Марии Ивановны.

Курочкина Евдокия Андреевна, 1881 года рождения, русская, беспартийная, уроженка с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, не судима, церковный староста Косинской церкви. Без определенных занятий.

Обвиняется в том, что будучи крайне враждебно настроена против соввласти, являясь участницей к/р кулацкой группы церковников, вела к/р агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых соввластью и партией.

Виновной себя не признала.Уличается показаниями свидетелей.

Осуждена на 8 лет ИТЛ.

Умерла 4 апреля 1939 года в Устьвымском лагере НКВД.

Ботин-Курочкин Иван Петрович, 1878 года рождения, русский, грамотный, беспартийный, по соц происхождению кулак, уроженец с. Котельники Ухтомского р-на Московской области, не судим, женат, имеет при себе одну жену 52 лет. Работал грузчиком в пищеторге г. Люберцы. Его сын – Ботин Михаил Иванович. с 1940 года являлся председателем колхоза.

Обвиняется в том, что будучи крайне враждебно настроен против соввласти и являясь участником к/р кулацкой группы церковников, открыто выступал против мероприятий правительства на селе, высказывал к/р измышления о колхозной жизни и государственных займах..

Виновным себя не признал. Уличается показаниями свидетелей.

Осужден на 8 лет ИТЛ.

Содержался в Бамлаге.

Освобожден 23 февраля 1942 года из Ивдельлага.

Умер 10 июня 1942 года в Свободненском ИТЛ.

Президиум Московского областного суда Постановлением  №1926 от 23 июля 1960 года  отменил Постановление  тройки УНКВД от 13 октября 1937 года  «за недоказанностью предъявленного обвинения». 10 февраля 1995 года Прокуратура Московской области вынесла Заключение о реабилитации всех осужденных по этому делу. ГАРФ Ф.10035 Оп.2.Д.49841. Л.103, 103об.

Рисунок коровы Рисунок молока Рисунок сыра Рисунок нарезающегося масла Рисунок упаковки молока